Роспись по стеклу для начинающих

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Предлагаю вашему вниманию небольшой ликбез по видам русской росписи.

Хохлома. Один из самых знаменитых и известных видов декорирования поверхностей. Это вид декоративной росписи, для которой характерен черный фон, поверх которого наносятся рисунки золотого, красного и зеленого цвета. Чаще всего изображают растения, цветы, фрукты и ягоды. Реже изображают зверей, птиц, рыб. Украшают хохломой восновном деревянную посуду и мебель.

Городецкая роспись. Для данного вида росписи характерен желтый или золотой фон, поверх которого наносятся яркие рисунки. В основном отображаются сцены из жизни купечства. Кроме того, могут изображаться животные, а также цветы. Городецкой росписью чаще всего украшали мебель, например, сундуки, а также прялки.

  • xclean.info

Гжель. Также очень знаменита! Данный вид росписи используется для декорирования керамической посуды. Гжель — это всегда белый фон с синими цветочными узорами, растительным орнаментом.

  • xclean.info

Федоскинская роспись. Такой росписью декорируют в основном ларцы, шкатулки, крышки сундуков. Представляет она собой черный фон, на котором изображаются портреты людей. При этом рисунки выполняются светоотражающими красками или в такой технике, что достигается эффект внутреннего свечения и глубины рисунка.

  • xclean.info

Роспись Северной Двины. Такая роспись наносится в основном на посуду и некоторые предметы мебели (сундуки, ларцы ). Представляет собой роспись Северной Двины желтый фон, на котором оранжевым и красным цветом (реже зеленым) изображаются растения и сказочные персонажи.

  • xclean.info

Прикамская роспись. Такой росписью в старину украшали стены домов, двери, а также мебель. Представляет собой прикамская роспись оранжевый фон с изображенными на нем в красном цвете растений и зверей.

  • xclean.info

Жостовская роспись. В такой технике расписывают жестяные подносы. Фон всегда черный, а поверх него изображаются разнообразные цветы различного размера.

  • xclean.info

Мезенская (палащельская) роспись. Такая роспись выполняется только по дереву на ковшах, коробах, прялках. Мезенская роспись представляет собой набор красно-черных геометрических узоров, нанесенных поверх не покрытого краской дерева.

  • xclean.info

Палех. Такой вид росписи всегда изображает сцены русских народных сказок. Фон темный. Палехом расписывают шкатулки, тарелки, матрешки, броши.

  • xclean.info

И в завершении. Не могу не восхиться многогранностью русского народного творчества!

Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере. Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем об удивительном старинном ремесле – росписи по дереву. Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи позволяет и сейчас модно декорировать мебель, украшать посуду, музыкальные инструменты и детские игрушки. В этой статье вы познакомитесь с основными видами, а также техниками и приёмами росписи по дереву.

Художественная роспись шкатулок

Основы мастерства

Рассмотрим в этом мастер-классе способы создания рисунка на стеклянных изделиях, а также общие правила точечной росписи.

Их можно изготовить самостоятельно, от руки, или использовать готовые, например, такие:

Пожалуй, самое сложное в работе с трафаретами – распечатать рисунок, вырезать необходимые отверстия (лучше использовать канцелярский нож) и закрепить получившуюся заготовку на обезжиренной стеклянной поверхности. Дальше все просто: необходимо заполнить с помощью кисти или ватного тампона трафаретные «пустоты» акриловой краской. Когда рисунок будет готов, нужно аккуратно отклеить заготовку и выдержать изделие до полного высыхания.

Также для создания художественной композиции на стекле рекомендуется использовать готовые шаблоны. Их можно скачать или перерисовать с монитора.

Кроме готового рисунка понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • изделие из стекла;
  • акриловые краски;
  • кисти;
  • ватные диски;
  • спирт или другая жидкость для обезжиривания;
  • скотч или изолента;
  • акриловый лак.

Ход работы:

  1. Смочить ватный диск в спирте и протереть стеклянную поверхность, чтобы ее обезжирить;

  1. Закрепить шаблонный рисунок с «изнаночной» стороны с помощью скотча или изоленты;

  1. Начать раскрашивать рисунок: сначала закрашиваются большие детали или фон, затем прорисовываются мелкие элементы (глаза, контуры, тени, узоры и т.д.);

  1. Готовый рисунок оставить на просушку;
  1. Покрыть акриловую роспись специальным защитным лаком.

Если планируется создать авторскую работу, то для начала необходимо сделать бумажные эскизы будущего рисунка. Более опытные мастера и художники могут рисовать сразу красками по стеклу, руководствуясь воображением. Но если еще нет уверенности в рисовании, то достаточно прорисовать на бумаге крупные детали, обозначить основные элементы, составить общую композицию. Затем рисунок также прикрепляется с обратной стороны стеклянного изделия и по контурам заполняется красками уже на стекле.

Точечная техника довольно проста в исполнении, но требует некоторого времени и усидчивости, а также опыта и художественного вкуса. Поделки получаются очень оригинальными и изящными.

Для работы понадобится следующее:

  • стеклянная поверхность;
  • тюбики с контурной краской;
  • жидкость для обезжиривания;
  • контурный рисунок;
  • скотч;
  • иголка для прочистки тюбиков.

Точки должны создавать единый узор, но не сливаться в одну линию, поэтому их наносят одинакового размера через равное расстояние. Для большего понимания, что представляет собой эта роспись, рекомендуется перед мастер-классом рассмотреть фото готовых работ, а также потренироваться на бумаге.

Принцип работы:

  1. Обезжирить поверхность стекла и прикрепить рисунок;

  1. Начать наносить краску точечно по крупным контурам рисунка, периодически прочищая носик тюбика;

  1. Сделать небольшие точки на более мелких линиях;

  1. Оставить работу примерно на сутки до полного высыхания;

  1. При желании работу закрепить акриловым лаком.

Необязательно заполнять все пространство точками, можно обозначить лишь контуры. Конечно, чем больше линий, тем ярче и полноценней смотрится работа. Также предварительно можно раскрасить фон акриловыми или витражными красками.

Освоив способы росписи и «набив» руку, можно приступать к более сложным рисункам, создавая целые сюжетные картины на стеклянной посуде.

Мастер-класс №3: Точечная роспись стаканов и кружек

Техника точечной росписи (point to point или пике) – будет несколько сложнее, и все же, справиться может любой.

Что потребуется:

  1. Контурные краски для стекла и керамики, акриловые краски с маленькой кисточкой или маркер для керамики;
  2. Обезжириватель и ватные диски для обезжиривания, а также ватные палочки для исправления рисунка.

Техника рисования:

  1. Обезжириваем поверхность чашки или стакана;
  2. Рисуем эскиз желаемого узора или изображения своими руками или распечатываем картинку в нужном размере.
  • В случае с росписью стаканов из стекла эскиз нужно приклеить скотчем с обратной стороны;
  • Если же вы рисуете по керамике, то с помощью эскиза вы сможете наметить основные контуры и линии, по которым будет выстраиваться рисунок;
  • А еще вы можете сделать трафарет и шаблон (своими руками или распечатать на принтере) или воспользоваться скотчем.
  1. Сначала нужно протестировать все тюбики и убедиться, что краски не слишком жидкие и не слишком густые – они должны выдавливаться легко, но не лужицей. Затем потренируйтесь на листе бумаги ставить точки маленького, среднего и большого диаметра с одинаковым нажатием и интервалом. (см. фото ниже). Расстояние между точками должно быть не только одинаковым, но и минимальным;
  1. Как только точки станут получаться одинаковой величины, приступайте к рисованию, выдержав расстояние от края кружки около 2 см.

Основные принципы точечной росписи кружек:

Как уже было сказано: в одной линии точки должны быть одинаковыми по диаметру и объему (если вы рисуете контурами);

Особенно важно выдержать одинаковое и оптимальное расстояние. Оно должно быть таким, чтобы точки были различимы, но не разрозненны, чтобы они образовывали собой единую линию

При этом имейте в виду, что чем больше точки, тем большее расстояние между ними допустимо, и наоборот, чем меньше точки – тем меньший интервал нужно выдержать;
Сначала нужно нарисовать крупные, то есть основные части рисунка, выстроив всю композицию, и только потом прорисовать детали.

  1. Готовый рисунок нужно зафиксировать. Для этого кружки нужно поставить в духовку на полчаса запекаться при температуре 150-170 C. Маркеры чаще всего не требуют запекания и высыхают за 1 сутки.

Вы можете рисовать не только точки, но и горошки, которые можно наносить акриловой краской с помощью ластика от карандаша, ватной палочки или кисточки. Вот интересные идеи росписи стаканов и кружек в горошек.

Обратите также внимание на наш путеводитель по сайту в разделе Оформление и декор кухни – гид по сайту

  • Роспись тарелок своими руками для начинающих – 5 мастер-классов
  • Роспись бокалов своими руками для начинающих и опытных декораторов
  • Ручная роспись вазы: 3 мастер-класса и 45 идей декора
  • Вазы из стеклянных бутылок: декор, роспись и обрезка
  • 12 супер-идей поделок для дома и кухни

Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Перенос рисунка при помощи кальки

Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить

Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие

Термический способ перевода узора

Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.

Перенос эскиза под копирку

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.
Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Марморирование

Модная новая техника украшения стеклянных предметов. Подойдут как плоские стекла, так и объемные подсвечники, различные рюмочки. С помощью этой простой технологии можно создать уникальные вещи.

Этот мастер-класс расскажет, как декорировать набор бокалов:

  1. Наполняем глубокую емкость водой, капаем в центр несколько капель краски для марморирования;
  2. Когда краситель расплывется по всей поверхности, капаем другой цвет, затем еще несколько разных и разбавляем;
  3. Размешиваем длинной деревянной палочкой, формируя красивый рисунок;
  4. Когда узор готов, аккуратно достаем палочку, чтоб краска не потянулась за ней;
  5. Обезжириваем фужеры при помощи ветоши и спирта, заклеиваем строительным скотчем верхний край и погружаем предметы поочередно в воду;
  6. Бокалы необходимо перемещать в воде, как бы наматывая рисунок.

Что такое точечная роспись

Рисунок, созданный из собранных в линии и фигуры крапинок, называется точечной росписью. На первый взгляд может показаться, что это сложная техника, требующая в первую очередь терпения, усидчивости и неукоснительного соблюдения изначально заданного узора. На самом деле схемы служат больше для вдохновения или весьма приблизительной прорисовки контура будущего рисунка.

Эта техника скорее медитативная, чем кропотливая. Она требует твердой руки и способности отрешиться от внешнего мира, а не подсчета точек в узоре. Если в вышивке или при плетении бисером положить рядом готовое изделие и образец, бывает трудно отличить одно от другого. Орнаменты для росписи точками — не жесткая инструкция, а руководство к действию. Мастерицы, продающие свои работы через интернет, обязательно указывают под фотографией образца, что точно такого изделия они создать не смогут.

В технике point to point пишут картины, декорируют посуду, мебель, одежду, аксессуары. В последнее время дизайнеры интерьеров украшают целые стены узорами из круглых и каплеобразных пятнышек. Дерево, стекло, металл, пластик, искусственная и натуральная кожа, текстиль — это неполный перечень материалов, используемых для нанесения росписи точками.

Интересно, что часто в технике point to point начинают работать люди, не занимавшиеся раньше никакой живописью. Потом они переходят на масло, акварель или пастель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector