Фото гобеленовой ткани

Отделка стен гобеленом: рекомендации

Установить гобелен на стену можно несколькими способами:

  1. С использованием шторной штанги с наконечником. Если у полотна есть кулиска на верхнем крае, то прикрепить несложно с помощью штанги: к стене крепятся кронштейны, штанга продевается в кулиса и полотно устанавливается.
  2. С помощью рейки металлической или деревянной. Она устанавливается в кулиску, на стене необходимо просверлить два отверстия и дюлеби. Именно на них и крепится рейка с панно.
  3. Самый распространенный метод – использование специальных липучек. Одна липучка пришивается на полотно, другая на рейку, которую нужно прикрепить к стене. После они соединяются и приклеиваются. Плотно фиксируя положение.
  4. Можно сделать подрамник, одинаковый по размерам и пришить лёгким швом гобелен. После повесить на стену, словно картину.
  5. При желании гобелен можно поместить в раму.

Нельзя использовать клей, гвозди, иголки, скрепки и кольца, все это вредит материалу.

Панно вписываются во многие стили: классический, скандинавский, восточный, минимализм, современность. Но не рекомендуется использовать больше одного полотна в помещении

Стену выбирайте без яркого покрытия, чтобы панно смотрелось гармонично и акцентировалось внимание. Если устанавливаете над диваном или кроватью, лучше убрать порывала и ковры с пола, чтобы не было дисгармонии

Наиболее выгодно смотрятся большие полотна на однотонных стенах.

Повесить полотно можно в любую комнату, главное, чтобы оно сочеталось с мебелью и общим декором.

Панно с изображением архитектуры, геральдики выгодно смотрятся в комнатах с высокими потолками.

История

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке.

После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо.

Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей.

Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

Виды гобелена

Существует множество видов гобелена. Картины и скатерти, салфетки и наволочки на диванные подушки, мебельная обивка, сумочки, ремни, перчатки и даже обувь делают из гобелена.

Тканая картина должна подходить к общему дизайну помещения и тонко передавать настроение хозяина и атмосферу в доме.

Вот несколько распространенных сюжетов, которые часто выбирают любители гобеленов.

  • Восточный стиль. Оригинальный и неповторимый сюжет, полный философии и спокойствия, отличает картины, созданные в восточном стиле. Изображения людей, укрощающих диких животных, гармонично впишутся в интерьер.
  • Кантри. Для тех, кто любит и ценит старинные вещи, разработаны сюжеты гобеленов, уносящих в прошлое. Такие картины отлично сочетаются с камином и глиняной посудой, редкими книгами и самодельными ковриками.
  • Скандинавский стиль. Естественность и простота отличает этот вид гобеленов. Для оформления комнаты в скандинавском стиле больше подойдут картины в светлых тонах: сероватые, голубые, светло-бирюзовые.
  • Прованс. Гобелены в стиле прованс ассоциируются с морем и солнцем. Великолепные цветы, красивые домики на речном или морском берегу напоминают о летнем отдыхе. Такие полотна часто делают из грубого хлопка или отбеленного льна.

Технология изготовления гобелена ручной работы

  1. Определиться с видом и размерами гобелена. Под видом подразумевают не только рисунок, но и вид ткани, метод укрепления гобелена на стену. Подход к выбору размера очень важен, потому как для создания больших гобеленов своими руками больше подойдут одни ткани и рисунки, для маленьких гобеленов — иные.
  2. Подумать, как лучше всего обработать ткань: на швейной машинке или вручную. Выбор опирается не только на присутствие машинки, необходимо еще учитывать тип и плотность ткани. Определить, будут ли применяться отделочные материалы, подкладка либо набивочный материал, метод крепления гобелена.
  3. В зависимости от веса и плотности ткани, может быть, придется применять подкладку из плотной ткани, материал набивочный, которые смогут обеспечить жесткость и благодаря которым работа не станет собираться в складки. Если планируется повесить гобелен на карниз, тогда необходимо приобрести и его, еще нужно не забывать о канте (если будут обрабатываться оверлоком края работы).
  4. Разложить все материалы с инструментами на рабочем месте. Убедиться еще раз, что ничего не забыли.
  5. Подвернуть на изнанку ткань с боковых и нижней сторон. Прострочить на машинке либо пришить вручную. Если применяется заготовка для гобелена (существуют и такие), подвернуть кромки без рисунка, которые изготовитель специально оставляет свободными. Ширина нижней и боковых кромок обычно равняется 15 мм, сверху запас немного больше, чтобы была возможность сделать кармашек для карниза.

Если планируется повесить гобелен на карниз, тогда нужно подвернуть назад верхнюю кромку и пристрочить, убрав лишнюю ткань внутрь кармашка. Во время изготовления кармашка нужно обязательно учитывать толщину карниза, в ином случае нужно будет потратиться еще на 1 карниз или потратить немало времени, чтобы переделать работу.

  1. Если ткань, которая используется для выполнения гобелена ручной работы, не очень плотная, нужно взять подкладку. Размер подкладки должен быть соответствующим размеру гобелена. Плотная ткань накладывается на изнаночную сторону гобелена, затем пришивается. Нужно следить, чтобы подкладка была ровная и не приводила к появлению складок на лицевой стороне изделия. Если гобелен помещать в раму либо вешать непосредственно на стену, тогда верхняя его кромка обрабатывается так же, как низ и боковые стороны (в таком случае кармашек не потребуется).
  2. Если тканевая подкладка не предоставляет необходимую жесткость, можно воспользоваться фанерой. Вырезать фанеру нужно по размерам готовой работы. Нужно учитывать, что, если гобелены своими руками крепить на карнизе, тогда между началом кармашка и верхней кромкой фанеры нужно оставить зазор шириной 10-15 мм. Прикрепить гобелен к фанере при помощи клея, кнопок либо же степлера.
  3. Жесткость можно добавить и при помощи набивки. Положить набивочный материал на лицевую сторону гобеленной ткани, сверху поместить подкладку. Прострочить по нижней и боковым кромкам, вывернуть наизнанку и обработать верхнюю кромку. Если изделие будет помещаться в рамку либо же крепиться на стене, тогда верхний край необходимо сшить вручную при помощи стачивающей строчки. Если есть желание, можно обшить края кантом.
  4. Сделать отделку картины при помощи лент. Еще можно скомбинировать гобелен с фото либо же использовать иные декоративные элементы.

Желаем удачи и творческих успехов!

Гобелен для начинающих: инструменты и нитки

Мы выяснили, что гобелен для начинающих может показаться сложным искусством. Мастер, который пожелает самостоятельно разобраться с этой техникой, убедится в обратном.

Что потребуется, чтобы начать вышивать гобелен?

  1. Основа для вышивки крестом (канва). Работать с ней проще, так как она имеет удобные отверстия между нитями, позволяет делать стежки одинаковой длины и упрощает счет. Если её не имеется в наличии, можно взять ткань изо льна, хлопка, шёлка или синтетики.
  2. Швейная игла с большим ушком и притупленным концом.
  3. Нить мулине, шерстяные или шелковые нитки. Нить следует подбирать в зависимости от узора и желаемого результата. Шелковые нитки дают гладкую блестящую поверхность, шерстяные нитки – лёгкий пушок и дополнительный объем.
  4. Пяльцы или станок для вышивания. С помощью этих приспособлений можно натягивать основу, что упростит работу. Кроме того, с помощью них можно выполнять более ровные швы и гладкие узоры. Небольшие узоры легко вышивать с помощью пялец, а картины – с помощью станка.
  5. В качестве дополнительных инструментов могут быть использованы держатели для канвы или иной основы, органайзеры для швейных принадлежностей, лупа, кондиционер для ниток. Они упрощают и облегчают процесс работы, но не считаются обязательными атрибутами.
  6. Схема для вышивания крестом, готовая или созданная самостоятельно. 

Начало работы с гобеленом

Для натяжения в качестве основы чаще всего берется хлопчатобумажная или льняная нитка или тонкий шнур той же толщины, что и нити для работы или чуть тоньше. Нежелательно использовать искусственные материалы, за исключением полиэстера, из-за их скользкой структуры.

Крайние нитки основы натягиваются сильнее, чем прочие. В некоторых случаях прокладывается их две или даже три. Это нужно для сохранения равномерной ширины.

Для выполнения самого гобелена нитки или пряжа используются самые различные. Традиционные гобелены всегда ткались из шерсти, но современный рынок может предложить множество вариантов на выбор — декоративные шнуры, люрекс или сизаль, пряжа для вязания во всем ассортименте.

Инструменты для вязки гобелена: а — ковровая колотушка, б — нож-крючок.

Цвет нитей основы большой роли не играет, так как они будут полностью закрыты нитями утока.

Чтобы найти подходящего размера картинку в цвете, можно понравившееся изображение увеличить и распечатать. Также можно нарисовать картину самостоятельно. Сложные пейзажи и картинки не стоит выбирать для самой первой работы. Лучше выбрать простой рисунок, но такой, чтобы на нем можно было попробовать несколько видов переплетения, узлов, способов переплетения нитей.

Перед тем как закрепить рисунок, нужно определить направление ткачества. Ткать гобелен можно и вертикально, и горизонтально. Выбирают способ в зависимости от рисунка.

Затем внизу рамы прокладывают выбранную рейку, линейку, бумагу — от нее начинается ткачество.

Сферы применения

Главное предназначение гобелена – обивка мебели. Это действительно мебельная ткань, потому что она идеально соответствует требованиям перетяжки. Она прочная, долговечная, длительное время сохраняет свой первоначальный вид. Она тяжелая и кажется основательным полотном для дивана или кресла. Для мягкой мебели гобелен до сих пор остается одним из предпочтительных решений. Где еще применяют эту ткань?

  • Декоративная обивка стен – во многих помещениях гобелен на стене смотрится стильно и убедительно.
  • Изготовление «одежки» для окон – с плотными шторами и гардинами оформление окна портьерная ткань выглядит интересно и лаконично.
  • Обивочная ткань для декоративных подушек.
  • Изготовление покрывал.
  • Пошив скатертей, салфеток, дорожек, ланчматов.
  • Использование в одежде – легкие пальто, платья, сарафаны.
  • Женские сумки также могут быть сделаны из гобеленовой ткани.

Как ухаживать?

Гобелен нельзя назвать особенно капризной тканью, но все же она требует особого ухода. Главное, чего нельзя делать в его отношении, так это допускать намокания материала и регулярного воздействия на него солнечных лучей. Правила ухода за гобеленом такие.

  1. В рубчиках, на шероховатом материале часто скапливается пыль. Если ее не убирать, изделие станет серым, и его нарядный внешний вид будет в прошлом. Почистить материал можно мягкой щеткой для одежды или просто применив пылесос.
  2. Загрязнения протирают слегка влажной тряпочкой. Тряпочку либо губку нужно намочить в слабом мыльном растворе. Просушивать ткань следует в месте с хорошим проветриванием.
  3. На всех образцах ткани обычно пишут, что утюжить ее не рекомендуется. Но если такая необходимость все же возникла и без этого никак, то гладить разрешено исключительно с изнаночной стороны и на невысоком температурном режиме.
  4. В стиральной машине мыть гобелен точно нельзя. Стирать можно лишь вручную, максимально деликатно, в теплой, а не в горячей воде.
  5. Если речь идет о тканой картине, ее не стоит вешать в месте, куда активно попадают солнечные лучи. От выцветания гобелен не застрахован.
  6. Если на ткани появились сложно устранимые своими руками пятна, ее нужно нести в химчистку.
  7. Если материал намок, следует просушить его полотенцем.

Особенности

Для начала нужно знать то, что гобеленовый шов в вышивке представляет собой разновидность счетных швов. Лицевая сторона готового изделия выглядит аналогично полукресту. Однако с изнаночной стороны такой шов отличается от полукреста тем, что там выполняются диагональные стежки, которые не дают готовому изделию перекоситься. Для вышивки могут потребоваться следующие материалы.

  1. Нитки. Чаще всего работа выполняется при помощи шерстяных или акриловых ниток. Однако в некоторых случаях используется и мулине, сложенное как минимум в шесть нитей.
  2. Что касается ткани, то обычно используется материя, которую называют страмин. Представляет собой она ту же канву, но только более жесткую. Обычно ее используют для вышивки ковров. Если говорить о канве, то лучше всего покупать ту, на которой ячейки будут мелкими. В этом случае на гобелене не будет видно никаких просветов. Особенно красиво смотрится вышивка на сетке гладью, а не крестом. Главное при этом – правильно подобрать размер нитей, а также ознакомиться со всеми существующими швами.
  3. Чтобы ткань не деформировалась, а швы получились идеально ровными, понадобится приобрести пяльцы или станок.
  4. Помимо всего этого, в работе с гобеленовыми швами также потребуется приобрести острые ножницы, иголки, пинцет и нитковдеватель для более удобного втягивания ниток.

История развития гобеленного искусства

Гобелен является одним из видов декоративно-прикладного мастерства. Это односторонний безворсовый ковер с композицией, который выткан вручную перекрестным переплетением нитей.

Важным этапом при изготовлении гобелена своими руками является создание основы, а в качестве ткацкого станка используют деревянную раму.

До 18 века гобелен своими руками изготавливали из шерсти — достаточно доступного и простого в обработке материала, зачастую это была овечья шерсть

Важное требование, которое предъявляется к материалу основы, — это прочность. В 19 веке основу для гобелена иногда выполняли из шелка

Хлопчатобумажная основа очень облегчает вес изделия, является прочной, устойчива к отрицательным воздействиям окружающей среды.

Нити утка могли быть еще шерстяными: шерсть прекрасно поддается окраске и разрешает достичь широкого спектра в оттенках. От нити утка не нужно прочности, как у основы, потому применялась более тонкая нить. Важные качества нити утка — эластичность, мягкость.

Инструменты для создания гобелена:а) ковровая колотушка;б) нож крючок

В данном ткачестве плотность ковра определяли количеством нитей основы на 1 см. И чем больше плотность, тем больше шансов у ткача сделать мелкие детали и тем медленнее движется работа. В средневековом европейском гобелене насчитывают примерно 5 нитей основы на 1 см. Работы брюссельских мануфактур 16 века имели тоже небольшую плотность (5-6 нитей), но местным ткачам удавалось передать сложные нюансы изображения. Со временем гобелен все больше приближается к живописи, плотность становится больше. На мануфактуре гобеленов плотность равнялась 6-7 нитям на 1 см в 17 веке, а в 18 веке — уже 7-8. В 19 веке плотность работ мануфактуры Бове достигала 10-16 нитей. Такой гобелен стал имитацией станковой живописи. Одним из способов возвращения гобелену декоративности Жан Люрса считал уменьшение его плотности. В 20 веке французские мануфактуры перешли опять к плотности гобелена в 5 нитей.

Самым ранним и простым приспособлением для работы ткача являлась рама с натянутыми нитями основы.

Крепление основы выполнялось:

  • натягиванием на гвозди, которые вбиты в раму;
  • использованием рамы с равномерно расположенными по верхнему и нижнему краям пропилами;
  • обычным навиванием нити на раму.

Но последний метод не достаточно удобен, поскольку во время ткачества нити основы будут смещаться. Для образования первого зева (это пространство между плоскостями четных и нечетных нитей) нити основы делят проборной планкой, которой может являться гладко оструганная палка. Уточную нить прокидывают при помощи челнока и после небольшого количества прокидок прибивают колотушкой либо пальцами рук. Чтобы сделать обратную прокидку, ткач должен перебрать нити основы, создавая следующий зев. Для осуществление ворсовых узлов используют нож-крючок.

Схема основ плетения гобелена.

В середине 20 века мастера опять перешли к простейшему приспособлению ткача, а немного позднее, в поисках новейших путей развития искусства данного ткачества, некоторые из художников отказались от ткацкого станка и от традиционного сырья.

Материалы и инструменты для выполнения гобелена:

  • ткань для гобеленов;
  • нитки и иголка или же швейная машинка;
  • плотная ткань для подкладки;
  • набивочный материал;
  • карниз;
  • клей;
  • рама.

Характерная черта гобеленовой техники

Вышивка гобеленов популярна среди мастериц-рукодельниц. Они используют термин «набивка», «вышивка петлей» для техники вышивания. Применяют специальный вид швов – «гобеленовый», где использованы нити различного оттенка. Вышивальщицы используют полотно или мелкую канву. В зависимости от художественного замысла используют:

  • шерстяные нитки разного цвета и сложения;
  • хлопковые волокна;
  • шелковые нити.

Схемы своими руками

Важно! В иглы вдевают нити от одного до нескольких цветов, добиваясь перехода оттенков. Размер ушка должен быть достаточным, чтобы продеть несколько нитей

Стежки ведут в одну сторону при условии, что нет исключений по схеме рисунка.

Подрамник для холста

Одна из составных частей картины на холсте — подрамник. Художественный подрамник предназначен для того, чтобы держать холст в растянутом виде. Хорошо сделанный подрамник положительно влияет на сохранность картины.

Если подрамник не очень прочный, то при натягивании холста он дает перекос, а также неплотное соединение планок по углам и на крестовине. Основные ошибки при изготовлении подрамников — неподвижное соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают его деформации и провисание; отсутствие крестовины; отсутствие скосов на внутренних сторонах планок, что влечет за собой сломы и осыпи красочного слоя.

Подрамник для холста
должен соответствовать основным требованиям: он должен точно соответствовать размеру картины, сделан из сухого (без сучков) дерева, быть прочным, раздвижным, иметь клинья, перекладину или крестовину, внутренние скосы на рейках. Холст натягивают на подрамник сильно, равномерно, без перекосов, так, чтобы направление нитей холста соответствовало направлению реек подрамника.

Подрамник не должен входить в раму слишком плотно, так как под влиянием температурно-влажностных условий рама может изменяться в объеме и давить на подрамник, отчего холст будет провисать. Между картиной и пазами рамы необходимо оставлять свободное расстояние (чуть больше или меньше в зависимости от размера картины). Это необходимо сделать на тот случай, если в дальнейшем придется расклинить подрамник для регулирования натяжения холста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector