Подключение двигателя от старой стиральной машины, схема подключения к сети 220 в
Содержание:
Какой выбрать?
С первого взгляда может показаться, что преимуществ больше у инверторного мотора, и они более весомые. Но не будем торопиться с выводами и немного поразмышляем.
По энергоэффективности инверторные моторы оказываются на первом месте. В процессе работы им не приходится справляться с силой трения. Правда, эта экономия не столь существенна, чтобы принимать ее за полноценное и значимое преимущество.
По уровню шума инверторные силовые агрегаты также оказываются на высоте
Но нужно принять во внимание тот факт, что основной шум возникает при отжиме и от слива/набора воды. Если в коллекторных моторах шум связан с трением щеток, то в универсальных инверторных двигателях будет слышен тонкий писк.
В инверторных системах обороты машины-автомата могут доходить до 2000 в минуту
Цифра впечатляющая, но имеет ли она смысл? Ведь далеко не каждый материал выдержит такие нагрузки, потому такая скорость вращения на деле оказывается бесполезной.
Сложно однозначно ответить, какой мотор для стиральной машины будет лучше. Как видно из наших выводов, не всегда высокая мощность электромотора и его завышенные характеристики оказываются актуальными.
Если бюджет на покупку стиральной машины ограничен и загнан в узкие рамки, то можно спокойно выбирать модель с коллекторным мотором. При более широком бюджете есть смысл купить дорогую, тихую и надежную инверторную стиральную машину.
Если выбирается мотор на уже имеющуюся машину, то в первую очередь нужно тщательно изучать вопрос совместимости силовых агрегатов.
Сначала подключим
Прежде чем регулировать обороты двигателя стиральной машины, его нужно правильно подключить. Коллекторные двигатели от стиральных машин автомат имеют несколько выходов и многие начинающие самоделкины путают их, не могут понять, как осуществить подключение. Расскажем обо всем по порядку, а заодно и проверим работу электродвигателя, ведь существует же вероятность, что он вовсе неисправен.
- Для начала нужно взять двигатель от стиральной машины, покрутить его и найти катушки возбуждения или башмаки, от которых должно идти 2, 3 и более проводов. Башмаки выглядят примерно так, как показано на рисунке ниже.
- Берем омметр, выставляем тумблер на минимальное сопротивление и начинаем поочередно звонить все выходы. Наша задача выбрать из всех выходов катушки возбуждения 2, у которых значение сопротивления больше всех, если их всего два, то ничего выбирать не нужно.
- Далее нужно найти коллектор двигателя и щетки, от которых также будут идти 2 провода. В данном случае выхода будет только два, если их больше, значит, вы что-то перепутали или один из проводов банально оторван.
- Следующая группа выходов, которые нам позарез нужно обнаружить – это выходы таходатчика. В ряде случаев провода, идущие от таходатчика, можно заметить прямо на корпусе двигателя, но иногда их прячут в недра корпуса и тогда, чтобы подключиться, приходится частично разбирать двигатель.
- Далее берем один провод, идущий от коллектора, и соединяем с одним из проводов катушки.
- Второй провод коллектора и второй провод катушки подключаем к сети 220 В.
- Если нам нужно поменять направление вращения якоря, то мы просто меняем местами подключаемые провода, а именно первый провод коллектора и первый провод катушки включаем в сеть, а вторые провода соединяем между собой.
- Отмечаем ярлычками провода катушки, таходатчика и коллектора, чтобы не перепутать и производим пробный пуск двигателя.
Подключим через регулятор напряжения
Простейший вариант регулировки электродвигателя стиральной машины – использование любого регулятора напряжения (диммера, гашетки от дрели и прочего). Смысл регулировки в том, что на двигатель подается сначала максимальное напряжение, и он вращается с максимальной скоростью. Поворачивая тумблер диммера, мы уменьшаем напряжение, и двигатель соответственно начинает снижать обороты. Схема подключения следующая:
- один провод катушки соединяем с одним проводом якоря;
- второй провод катушки подключаем к сети;
- второй провод якоря соединяем с диммером, а второй выход диммера подключаем к сети;
- производим пробный пуск двигателя.
Проверяем, как работает двигатель на минимальной мощности. Вы можете убедиться, что даже на минимальной мощности обороты без нагрузки внушительны, но стоит только прислонить деревянный брусочек к вращающейся оси, и двигатель тут же останавливается. Каков вывод? А вывод таков, что данный способ регулировки оборотов электродвигателя стиральной машины приводит к катастрофической потере мощности при уменьшении напряжения, что неприемлемо, если вы собираетесь делать из двигателя какую-то самоделку.
Изначально мы ставили задачу научиться своими руками регулировать обороты двигателя стиральной машины без потери или с минимальной потерей мощности, но возможно ли это? Вполне возможно, просто схема подключения несколько усложнится.
Ремонт отечественных стиральных машин
http://www.elremont.ru
Ремонт стиральной машины «АЛМА-АТА» СМР-1,5
Загрузка сухим бельем, кг | 1,5 | Номинальная мощность, Вт | 180 |
Емкость бака, л | 28 | Тип электродвигателя | ДАОА |
Отстирываемость, % | 62 | Количество программ | 1 |
Остаточная влажность, % | 98 | Уровень шума, дб | 66 |
Время стирки, мин | 5 | Размеры (ДхВхГ), мм | 455х470х740 |
Напряжение сети, В | 220 | Масса, кг | 25 |
Предназначена для стирки и полоскания изделий из
хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и синтетических тканей в
домашних условиях.
Устройство стиральной машины.
Машина стиральная бытовая АЛМА-АТА с ручными отжимными валками
имеет следующие основные узлы и детали: корпус, стиральный бак с
активатором, электропривод и ручное отжимное устройство.
Корпус стиральной машины — цилиндрической формы, цельносварной,
выполнен из листовой стали. Поверхность его покрыта нитроэмалью. На
корпусе для крепления ручного отжимного устройства расположены
кронштейны со стопорными винтами. Для переноса машины имеются две
выступающие пластмассовые ручки, укрепленные в верхней части
корпуса. В нижней части корпуса имеются два ходовых ролика для
перемещения машины и скоба-педаль, обеспечивающая ее устойчивость.
Несъемный соединительный шнур со штепсельной вилкой в нерабочем
положении укладывается в специальный карман. Включение стиральной
машины осуществляется посредством кнопочного пускателя,
расположенного на корпусе.
Рис. 1 Устройство стиральной машины АЛМА-АТА.
Отработанная жидкость сливается через съемный шланг,
присоединительное отверстие для которого находится на корпусе
машины. Шланг закрепляется посредством штуцера. Сверху машина
накрывается съемной крышкой. При отжиме крышка устанавливается под
отжимное устройство и служит подставкой для сбора отжатого белья.
Стиральный бак машины — сварной, выполнен из листовой нержавеющей
стали в виде цилиндра с наклонным дном. Бак жестко связан с корпусом
и крепится к уголкам с помощью стяжек. На внутренней поверхности
бака имеется указатель номинального уровня стирального раствора с
бельем. В углублении на дне бака установлен активатор (лопастной
диск с переменным профилем лопаток), который вращается по часовой
стрелке.
Ось лопастного диска вращается в самосмазывающихся
бронзографитовых подшипниках. Привод осуществляется с помощью
электродвигателя посредством клиноременной передачи.
Электродвигатель установлен на наклонной раме, продольные пазы
которой позволяют регулировать натяжение клинового ремня.
Отжимное устройство состоит из ручных отжимных валков.
Поверхность валков покрыта эластичным (резиновым) слоем. Валки
приводятся в движение рукояткой, которая вставляется в отверстие
нижнего валка. Усилие прижима валков регулируется винтом,
расположенным сверху отжимного устройства. Отжимное устройство перед
стиркой устанавливается в верхней части корпуса на кронштейнах и
закрепляется стопорными винтами. В нерабочем положении отжимное
устройство убирается и хранится внутри стирального бака.
Основными унифицированными узлами стиральной машины АЛМА-АТА
являются: ,
, электропривод,
сливной шланг, крышка машины, захват для белья, ходовые ролики.
О механических неисправностях стиральной машины, таких как
посторонние шумы, заклинивание и т.п. читай
.
Смотри также
характерные неисправности неавтоматических
стиральных машин и их устранение.
Электрооборудование.
Схема электрическая принципиальная с кнопочным пускателем.
Схема электрическая принципиальная с реле времени.
Электрооборудование состоит из электродвигателя М (тип ДАОА),
теплового реле КК (РТ-10), кнопочного пускателя SA (ПНВС-10),
шнура ХР (ШБВЛ 2х0,75).
Машина включается в работу нажатием на
кнопку ПУСК, либо поворотом ручки реле, а отключается нажатием на
кнопку СТОП, либо по истечению времени.
О электрических неисправностях
«АЛМА-АТА» читай
.
Смотри также
характерные неисправности неавтоматических
стиральных машин и их устранение.
Установленное на машинах обычно позволяет
регулировать время стирки от 0 до 6 мин. Для наиболее качественной
стирки цикл работы машины должен быть
следующий: 50 с — вращение в одну сторону, 10 с — перерыв, 50 с —
вращение в другую сторону, 10 с — перерыв и т.д. Стиральная машина
АЛМА-АТА не может работать в таком режиме — это не заложено в её конструкцию (она крутит активатор только в одну сторону). В
этом случае стиральную машину можно улучшить см.
модернизация стиральной машины
, где предлагается устройство
реверса электродвигателя СМ. Это устройство подойдет и в случае
выхода из строя циклического реле времени.
Использованы «Информационные материалы ЦНИИТЭИ. 1980-1990»
Виды
Асинхронный
Моторы этого типа состоят из двух частей – неподвижного элемента (статора), который выполняет функцию несущей конструкции и служит в качестве магнитопровода, и вращающегося ротора, который приводит в движение барабан. Вращается двигатель в результате взаимодействия переменного магнитного поля статора и ротора. Асинхронным этот тип устройства назвали потому, что он не способен достичь синхронной скорости вращающегося магнитного поля, а следует за ним, как бы догоняя.
Асинхронные двигатели встречаются в двух вариантах: они могут быть двух- и трехфазными. Двухфазные образцы сегодня редкость, поскольку на пороге третьего тысячелетия их производство практически прекратилось.
Уязвимое место такого двигателя – ослабление вращающего момента. Внешне это проявляется нарушением траектории движения барабана – он покачивается, не совершая полного оборота.
Несомненными плюсами устройств асинхронного типа выступают незамысловатость конструкции и простота обслуживания, которая заключается в своевременной смазке мотора и замене вышедших из строя подшипников. Работает асинхронный двигатель негромко, а стоит довольно дешево.
К недостаткам устройства относят большой размер и низкий КПД.
Обычно этими двигателями снабжены простые и недорогие модели, которые не отличаются большой мощностью.
Коллекторный
Коллекторные двигатели пришли на смену двухфазным асинхронным устройствам. Три четверти бытовых приборов оборудованы моторами этого типа. Их особенностью является способность работать и от переменного, и от постоянного тока.
Чтобы понять принцип работы такого двигателя, кратко опишем его устройство. Коллектор представляет собой медный барабан, разделенный на ровные ряды (секции) изолирующими «перегородками». Места контактов этих секций с внешними электроцепями (для обозначения таких участков в электрике используется термин «выводы») расположены диаметрально, на противоположных сторонах окружности. С выводами соприкасаются обе щетки — скользящие контакты, обеспечивающие взаимодействие ротора с мотором, по одной с каждой стороны. Как только какая-либо секция запитывается, в катушке появляется магнитное поле.
При прямом включении статора и ротора магнитное поле начинает вращать вал электродвигателя по часовой стрелке. Это происходит по причине взаимодействия зарядов: одинаковые заряды отталкиваются, разные – притягиваются (для большей наглядности вспомните «поведение» обычных магнитов). Щетки постепенно перемещаются из одной секции в другую – и движение продолжается. Этот процесс не прервется, пока в сети есть напряжение.
Чтобы направить вал против часовой стрелки, необходимо сменить распределение зарядов на роторе. Для этого щетки включают в противоположную сторону – навстречу статору. Обычно для этого задействуют миниатюрные электромагнитные пускатели (силовые реле).
Среди достоинств коллектороного двигателя – высокая скорость вращения, плавное изменение частоты оборотов, которое зависит от изменения напряжения, независимость от частоты колебаний электросети, большой пусковой момент и компактность устройства. В числе его недостатков отмечается относительно короткий срок службы из-за быстрого износа щеток и коллектора. Трение вызывает значительное повышение температуры, в результате чего происходит уничтожение слоя, изолирующего контакты коллектора. По той же причине в обмотке может случиться межвитковое замыкание, способное вызвать ослабление магнитного поля. Внешним проявлением подобной неполадки станет полная остановка барабана.
Инверторный (бесколлекторный)
Инверторный двигатель — это мотор с прямым приводом. Этому изобретению чуть больше 10 лет. Разработанное известным корейским концерном, оно быстро завоевало популярность благодаря длительному сроку службы, надежности, износостойкости и своим весьма скромным габаритам.
Компонентами этого типа двигателя также выступают ротор и статор, однако принципиальное отличие заключается в том, что мотор прикреплен к барабану напрямую, без использования соединительных элементов, которые выходят из строя в первую очередь.
Среди несомненных достоинств инверторных двигателей – простота, отсутствие деталей, подверженных быстрому износу, удобное размещение в корпусе машины, низкий уровень шума и колебаний, компактность.
Недостатком такого мотора является трудоемкость – его производство требует больших затрат и усилий, что заметно отражается на цене инверторных машин.
Процесс стирки
Узнав из всего предыдущего материала, как устроена стиральная машина, можно легко приступать к самому процессу. Алгоритм состоит из следующих этапов:
- Предварительная сортировка вещей. Чтобы не испортить внешний вид своей одежды, вещи разделяют на черные, белые и цветные. Все три группы стираются отдельно друг от друга.
- Проверка карманов на предмет наличия в них посторонних вещей, упаковка одежды с большими замками в мешки для стирки.
- Загрузка барабана стиральной машинки в соответствии с максимальным весом сухого белья, рекомендованного для каждой конкретной модели.
- Закрытие бака машинки передней дверцей. Необходимо убедиться, что замок надежно закрыт, иначе не сработает блокировочный электромагнит и стирка не запустится.
- Загрузка в лоток стиральных средств.
- Выбор необходимой программы стирки. В зависимости от типа управления, ручного или автоматического, такой выбор происходит либо с помощью поворотного механизма, либо нажатием на кнопку соответствующего режима стирки.
- Контроль начала поступления воды в барабан и запуска его вращения.
- Контроль за срабатыванием нагревательного элемента в процессе стирки – простым прикосновением к стеклянной части дверцы.
- После окончания цикла стирки – открытие барана и извлечение выстиранных вещей. Удаление из резиновой манжеты остатков мусора, волос и других частиц, не вышедших через сливные каналы.
В современных машинах все действия выполняются автоматически, достаточно лишь выбрать режим стирки.
Также после окончания стирки рекомендуется на несколько минут оставлять барабан приоткрытым, чтобы обеспечить его просушивание.
Какая мощность двигателя СМ
Производительность мотора зависит от его вида. В комплектации стиралок применяют три типа:
- асинхронный;
- коллекторный;
- инверторный (бесколлекторный).
Асинхронный мотор
Его устанавливали в машинах, произведённых до 2000 года. У двигателя стиральной машины-полуавтомата вращений в минуту — 2800, мощность — 180–360 Вт. Чтобы приспособить такой движок под гаражные «самоделки», нужны трёхфазная сеть, преобразователь частоты, набор конденсаторов. Это стоит дорого, поэтому асинхронники не пользуются популярностью у самодельщиков.
Коллекторный двигатель
Любимчик мастеров. Работает от постоянного и переменного электрического тока, мощность 300–800 Вт, число поворотов якоря 11 500–15 000 об/мин. Из плюсов — легко корректируется цикл без потери мощности. Минус — часто стираются щётки.
Инверторный мотор
Самый современный и экономичный вид. Преобразовывает переменный ток в постоянный. Функционирует без ременной передачи и щёток с мощностью 400–800 Вт, совершая количество поворотов от 16 000 до 20 000 в минуту.
В настоящее время коллекторный электродвигатель является оптимальным по доступности и цене вариантом для домашних мастерских. Он универсален и лёгок в управлении. Давайте рассмотрим его устройство, способы подключения и регулировки.