Соединение шарнирное: виды и назначение

Что такое шарнир

Шарниром называют пару кинематическую, один элемент которой совершает вращательное движение, поворачиваясь относительно второго элемента. Самым простым и повсеместно используемым шарниром является петля дверная. Отличительная особенность шарнирного соединения, которое используется в механике, — это возможность конструктивных частей, объединенных им, совершать угловое перемещение. В шарнирах не происходит передача изгибающего момента между частями конструкции.

В схемах и технических чертежах соединение шарнирное изображается в виде окружности небольшой в диаметре. Эта окружность может объединять два либо более элементов конструкции, иногда примыкать только к одной.

Если на изображение балки наложено изображение шарнира, значит, балка имеет составную конструкцию, собранную на шарнирах. Если шарнир только примыкает к ней на схеме, то такая балка является цельной, к ней подсоединен шарнир.

Виды шарнирных соединений

Если при помощи шарнира объединены не более двух элементов, то такое соединение получило название простой шарнир. Сложный шарнир предполагает взаимодействие трех и более элементов в одном узле.

Что такое шарнир неподвижный? Система, где вокруг шарнирной оси может быть осуществлен поворот стержня, но сама точка закрепления шарнира остается фиксированной. Подвижные – это такие связи, где и ось вращается на шарнире, и точка крепления шарнира может двигаться по направляющей.

Все шарниры классифицируются по возможному способу смещения друг относительно друга соединяемых деталей. Они бывают:

  • Цилиндрического поворота. Такая конструкция шарнира предполагает осуществление углового движения относительно оси общей для обоих звеньев.
  • Шарового поворота. Угловое движение возможно вокруг общей точки.
  • Карданного типа. Сложное соединение шарнирное, которое состоит из шарниров цилиндрических, пересеченных осями под прямым углом (крестовина). Они последовательно объединены в комбинацию с вилками ведущего и ведомого вала.
  • Равных угловых скоростей (ШРУС). Конструкция сложная для передачи тяги и одновременного осуществления поворотных движений при поддержке одинакового вращательного момента между приводным и ведомым валом.

Хрустит ШРУС — как определить какой из них, и что делать?

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Автолюбитель может считать себя настоящим только, когда его действительно беспокоит состояние узлов и агрегатов автомобиля, а каждый новый стук, скрип и другие признаки поломок авто не дают покоя.

Управление автомобилем можно назвать комфортным, только при условии исправности, налаженности всех элементов.

Однако у каждой детали, особенно, тех, которые работают в нагрузке и при трении как ШРУС, имеется свой рабочий ресурс.

Рано или поздно материал изнашивается, теряет свои свойства, что приводит к выходу из строя детали. Это объективно. И, «подсказку» о приближении поломки со стороны самой детали, нужно воспринимать серьезно. Лучше не ждать, когда автомобиль остановится в дальней дороге, а незамедлительно приступать к поиску неисправности и её устранению.

Владельцы машин с передним приводом знакомы с таким неприятным явлением как хруст ШРУСа. Учитывая, что передняя подвеска машины, кроме основных её функций, должна ещё и обеспечивать передачу вращения от шестерён дифференциала к ведущим колёсам, она снабжена уникальными устройствами: шарнирами равных угловых скоростей, что в сокращенном варианте звучит как «ШРУС».

Деталь эта очень важная и по конструкции достаточно сложная, соответственно она дорогая и требует повышенного внимания. Если хрустит ШРУС, то без всяких колебаний необходимо ставить машину на ремонт и менять его.

Почему хрустит ШРУС?

Видео замены внешнего левого ШРУСа

Опытные водители на слух способны определять место поломки автомобиля. Подобные навыки приобретаются с течением времени, но хруст ШРУСА нельзя спутать ни с чем.

Для того, чтобы понять природу этого характерного шума, следует вспомнить, как же ШРУС устроен. Задача ШРУСА – это передача вращения от одной полуоси к другой при условии, что угол между ними непрерывно изменяется.

Такое свойство обусловлено необходимостью не только вращать ведущее колесо, но также давать ему возможность поворачивать и перемещаться вверх-вниз на пружине.

ШРУС состоит из таких основных элементов:

  • внешний корпус в виде чаши с шестью полукруглыми бороздами внутри и полуосью снаружи;
  • внутренняя обойма в виде сферического кулака и тоже шестью канавками и шлицевым соединением для полуоси;
  • между внутренними стенками чаши и обоймой находятся 6 шариков в сепараторе.

Все элементы выполнены настолько точно, что в собранном виде не имеют люфта. Обойма через шарики передаёт усилие на корпус и вращает его, а перемещение шаров по канавкам даёт возможность изменять угол между полуосями.

С течением времени в месте соприкосновения шариков с другими элементами образовывается выработка, появляется люфт. Свободный ход шариков (перекатывание) и порождает звук, который очень похож на хруст.

Учитывая, что ШРУСЫ устанавливаются по два на каждое колесо, при появлении тревожных симптомов возникает затруднение с тем, как узнать, какой ШРУС хрустит: внутренний или наружный, правый или левый.

Как определить какой ШРУС хрустит: внешний или внутренний, правый или левый?

Как известно, каждое ведущее колесо переднеприводного автомобиля, имеет по два шарнира равных угловых скоростей: внутренний передаёт вращение от шестерен дифференциала к оси, а наружный непосредственно от оси к ступице колеса. Внешний и внутренний ШРУСы имеют одинаковую конструкцию, но разные размеры. Наружный изнашивается интенсивнее и выходит из строя быстрее.

Определить самостоятельно, какой ШРУС хрустит, можно двумя способами:

  • на стоящем автомобиле, пытаясь дёргать ось поочерёдно у шарниров. В исправном ШРУСе люфта быть не должно. Если стучит, значит выработка уже достаточно большая;
  • в движении, выполняя различные манёвры и прислушиваясь к издаваемым звукам.

Сначала следует попробовать диагностировать наружные ШРУСЫ. Для этого следует максимально вывернуть руль в движении по ровной площадке в одну сторону, а затем в другую.

Если стучит ШРУС при повороте вправо, значит, соответственно, неисправен правый, а при повороте влево – левый.

Износ внутреннего ШРУСА определяется при прямолинейном движении, но необходимо заведомо выбрать неровный участок дороги, где будет канава или яма, для того, чтобы колесо в движении опустилось максимально низко.

Въезжая в углубление поочерёдно правым и левым колесом можно определить, с какой стороны ШРУС требует замены. Ну и конечно же, после того, как вы диагностируете, какой хрустит, незамедлительно приступайте к замене ШРУСа.

Различие петель по материалу изготовления и покрытию

Материалы изготовления дверных петель не отличаются широким разнообразием.

Стальные изделия возвращают свою былую востребованность. Столетия назад кузнецы изощрялись в изготовлении стальных кованых накладных петель, но развитие производства сплавов алюминия и латуни отодвинуло на задний план применение стали для художественных дверных петель. В советскую эпоху сталь использовалась для изготовления заурядного ширпотреба унылого вида без всякого декоративного или антикоррозионного покрытия.

Сейчас уже установка таких навесов на межкомнатных дверях не практикуется, их больше используют на уличных оградах или в нежилых помещениях. Для установки в квартирах современный рынок дверной фурнитуры предлагает кованые петли «под старину» либо навесы из нержавеющей стали.

Главное преимущество стальных изделий – высокие показатели механической прочности и не стираемости. Петли из нержавейки устойчивы к негативному воздействию влаги и перепадам температур, поэтому их охотно используют для входных дверей.

Благодаря стараниям дизайнеров по интерьеру жилища широкое распространение получили навесы, покрытые эмалями или специальными составами «под золото», «под бронзу», хромированные или покрытые латунью. Их основой являются сплавы алюминия, меди, цинка или стали, которые потом покрываются с антикоррозионными и декоративными целями.

Ведущие мировые бренды по производству дверной фурнитуры вместо латунированных петель изготавливают их целиком из латуни. Такие изделия легко полируются и долго сохраняют свои декоративные качества. По износостойкости латунные изделия не уступают стальным аналогам.

Нельзя не упомянуть о материалах контрафактной продукции, наводнившей рынок дверной фурнитуры. Петли, внешне имитирующие популярные бренды, но ничего общего с ними не имеющие, изготавливаются из материалов, получаемых порошковыми и другими технологиями. Контрафактные петли могут непредсказуемо разрушиться в любой самый неподходящий момент, создавая прямую угрозу нанесения травмы окружающим при внезапном проседании створки.

Конфирмат

Самый распространенный вид крепежа это конфирмат. Одновременно самый простой в использовании. С его помощью собрать мебель проще и быстрее, чем с применением других видов мебельной стяжки. Особенно если во время сборки предстоит самостоятельно сверлить отверстия под крепеж. С помощью конфирмата соединяют две детали под углом 90 градусов.

Увеличить

Рис.1.

Для того что бы стянуть две детали необходимо просверлить два отверстия. Одно в одной детали, диаметром равным диаметру головки конфирмата, другое, в торце второй детали, меньшего диаметра равному диаметру резьбовой части.

Как правило, для этого используется сверла диаметром 6 и 5 мм соответственно. Однако в продаже есть комбинированное сверло для одновременного сверления отверстий. Это очень удобно. Не требуется постоянно переставлять сверла или использовать две дрели одновременно.

Увеличить

Рис.2.

Конфирмат это универсальный крепеж, но он обладает некоторыми недостатками и особенностями применения.

Конфирмат следует применять одновременно с использованием шкантов. Шкант это деревянный стержень диаметром 6-8 мм и длиной 20-30мм (на фото ниже, рядом с конфирматом). Шкант выступает в роли направляющей и не позволяет сместиться деталям во время стягивания.

Увеличить

Рис.3.

Несмотря на то, что мебель, собранную с применением конфирамата можно собирать или разбирать, мебель из ЛДСП это переносит очень плохо. Как правило, после одной разборки мебельная стяжка уже плохо держит.

Заворачивать конфирмат следует осторожно. Самый оптимальный вариант вручную или шуруповертом на малой скорости. В противном случае резьба конфирмата превращается в сверло, которое разбивает отверстие

В противном случае резьба конфирмата превращается в сверло, которое разбивает отверстие.

Увеличить

Рис.4.

Для того что бы шляпку утопить в тело детали мебели следует применять ключ и делать это осторожно, иначе существует вероятность срыва резьбы. Иногда необходимо предварительно сделать циковку. Конфирмат относится к «видимому» крепежу

Т.е. в отличие от других видов крепежа он остается, виден, поэтому необходимо применять специальные заглушки или наклейки, чтобы спрятать крепеж

Конфирмат относится к «видимому» крепежу. Т.е. в отличие от других видов крепежа он остается, виден, поэтому необходимо применять специальные заглушки или наклейки, чтобы спрятать крепеж.

Увеличить

Рис.5.

Увеличить

Рис.6.

Особенности выбора шарнирных петель

Выбор петли зависит от многих параметров, таких как вес дверного полотна, стоимость, место расположения и сторона навешивания двери, размеры дверного полотна. Рассмотрим факторы выбора более подробно:

  1. Вес дверного полотна. Многие производители снабжают свою фурнитуру специальными графиками, позволяющими определить подходящие изделия для конкретной двери, подсчитать их количество в зависимости от веса дверного полотна и материала, из которого они изготовлены.
  2. Сторона навешивания двери (в частности для полушарнирных петель). В соответствии с этим параметром петли бывают левыми и правыми. Для того чтобы определить, какая именно требуется шарнирная накладная петля, необходимо встать напротив двери и открыть ее на себя. Если дверь будет открываться правой рукой — потребуется правая петля (имеет маркировку R), а если левой — левая петля (имеет маркировку L). Помимо этого, петли могут быть универсальными — разместить такие навесы можно как на правой стороне двери, так и на левой.

Определение стороны навешивания двери

  1. Место расположения двери. В соответствии с этим параметром обычные шарнирные и четырехшарнирные петли могут быть предназначены для внутреннего или наружного размещения, а также для домашнего использования и офисного. Последний параметр довольно условен и по большей части определяется внешним видом самой петли: те, что приобретаются для офисного использования, обычно имеют более строгий и аскетичный дизайн. Если офисные двери достаточно тяжелые, предпочтение следует отдавать стальным петлям.
  2. Стоимость. Петли 4-х шарнирные можно купить как дешево, так и очень дорого. На стоимость петли влияет ее размер, материал, известность производителя и, конечно, качество самой петли.
  3. Место установки петли. В зависимости от тяжести двери подбирается необходимое количество петель и способ их размещения:
    • на стандартные легкие двери обычно ставятся две петли — одна снизу и одна сверху;
    • на двери среднего веса – три петли, удаленные друг от друга на равном расстоянии;
    • на тяжелые – ставят две петли сверху и две снизу;
    • для высоких дверей (более 2 м)  следует приобрести четыре петли и установить их на одинаковом расстоянии друг от друга.

Некоторые производители снабжают свои двери подходящими по всем параметрам петлями, поэтому при покупке дверей следует проверить, не идут ли петли в комплекте.

Как самому приварить шарниры

Приварить шарниры – задача непростая, особенно для новичков. Но, при наличии терпения и желания, справиться с такой работой можно даже при отсутствии серьезного опыта.

Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • металлическая рулетка;
  • уровень;
  • молоток;
  • аппарат для сварки;
  • шлифовальная машинка;
  • специальная маска;
  • перчатки для сварочных работ.

Правила:

  1. При работе со сварочным аппаратом следует строго соблюдать правила безопасности. Необходимо использовать защитную маску и перчатки.
  2. В соответствии с нормами пожарной безопасности, сварка запрещается вблизи легко воспламеняемых жидкостей и предметов.
  3. Когда к воротам привариваются петли, их необходимо слегка «схватить» сваркой.
  4. Так как шарниры привариваются к полотну ворот, составляя чертеж, нужно учесть, что расстояние от нижнего края створки до нижних петель, как и от верхнего края, до верхних петель, должно быть не менее 20 см. На створках место крепления шарниров отмечается карандашом.
  5. Крепежи следует тщательно смазать солидолом. Эта мера предохранит их от растрескивания в процессе воздействия высоких температур.
  6. Считается, что если по краям петель положить спичку, то во время сварки дверь не будет заклинивать.
  7. Расклинивать дверцы нужно так, чтобы в закрытом состоянии они располагались ровно. Чтобы выровнять створки используют строительный уровень.

Этапы работы:

  1. Сначала приваривается та деталь шарнира, которая располагается внизу. Петля для ворот должна фиксироваться в направлении снизу вверх. В процессе сварки электрод следует вести горизонтально и исключительно плавными движениями.

  2. После первого шва, створки ворот необходимо расклинить для проверки их работы. Полностью шарниры приваривают только после того, как будет проверено качество открывания и закрывания дверей.
  3. После окончания сварки, раму необходимо снять с петель, обильно смазать солидолом и вернуть на место.
  4. Все сварочные швы обязательно обрабатываются шлифовальной машинкой, а затем, покрываются краской по металлу.
  5. Правильно приваренные петли, обеспечивают конструкции быстрое, без задержек открывание. Закрыть такие ворота можно также легко – одним движением руки.

Дополнительные особенности:

  1. Во время проведения сварки необходимо использовать только исправное оборудование. Неисправный аппарат должен чинить квалифицированный специалист.
  2. Работу по привариванию шарниров к воротам нельзя осуществлять в одиночку.
  3. Запрещается проводить сварку по металлу, поверхность которого имеет следы свежей краски.
  4. Если на защитном комбинезоне или перчатке имеются следы бензина, жиров, масла, то их следует сменить в обязательном порядке. Наличие на одежде горючих жидкостей считается недопустимым.
  5. Запрещено сваривать сосуды, находящиеся под давлением.
  6. На баллоны нельзя класть ветошь, пропитанную маслом, так как такая небрежность всегда приводит к возгоранию.

Виды четырехшарнирных мебельных петель

По конструкции, по тому, как чаша с коленом скреплена с ответной планкой, четырехшарнирные петли мебельные могут быть трех видов:

Независимо от конструкции, все вышеперечисленные виды делятся соответственно своему предназначению и способу монтажа – какой фасад используется в мебели и каким образом он крепится к корпусу.

Петли 90 градусов

*Обозначение 90 градусов в данном случае условно, служит для маркировки петель, открывающихся под прямым углом. На самом деле, ход дверцы несколько больше, достигает порядка 105-120 градусов при открытии. Некоторые производители и продавцы фурнитуры могут маркировать данный вид не «петля 90», а, например, «петля 110» — никакой ошибки здесь нет.

Накладная (внешняя) петля 90 градусов отличается прямым «плечом», без изгиба. Используется для фасадов, полностью закрывающих торцы боковых стенок корпуса (без учета технологического зазора, который может составлять 1-5 мм).

Полунакладная (срединная, полувнешняя) петля 90 градусов, плечо чаши с коленом отличить можно по изгибу средней величины. Используется редко. Например, в кухонных двухрядных горизонтальных шкафах для крепления нижней дверцы и в трехстворчатых гардеробах для крепления срединного фасада.

Вкладная (внутренняя) петля 90 градусов отличается большим изгибом на «плече», благодаря которому осуществляется вынос вкладной дверцы при открывании за пределы корпуса. Используется редко. Например, в офисной мебели, в которой корпус сделан из утолщенного ДСП 22 мм и внутренний фасад подчеркивает эту деталь.

Петли 180 градусов

Прямая (штольная) петля для фальш-панелей предназначена для крепления фасада к боковине, которая находится в той же плоскости. Чаще всего используется в угловых кухнях, при использовании соответствующего углового модуля мойки.

Карусельная (краб, крокодил, трансформер) петля 165 градусов узнаваемая по характерной сложной форме колена чаши, благодаря которой обеспечивается развернутое открытие дверцы относительно корпуса – практически до 180 градусов. Также может быть накладной, полунакладной и вкладной. Отличается формой плеча.

Виды угловых петель

Угловая петля 30 градусов «прижимает» фасад, расположенный под углом 90+30 градусов относительно корпуса. Используется чаще всего в скошенных торцевых шкафах кухонных гарнитуров или гардеробах. Угол установки – 120 градусов. Некоторыми производителями маркируется по углу установки, т.е. называется петля 120 градусов.

Угловая петля 45 градусов используется в трапециевидных одностворчатых и двухстворчатых шкафах – например, кухонных или гардеробных. Аналогично предыдущему виду, может называться по углу установки – петля на 135 градусов.

Угловая петля 120-135 градусов чаще всего служит соединением двух фасадов, скрепленных между собой под прямым углом в 270 градусов, отрывающихся «гармошкой». В данном случае к корпусу дверца без ручки крепится на карусельную петлю из предыдущей категории.

Угловые петли с отрицательным углом открывания используются крайне редко, из-за конструктивных особенностей: торцевые шкафы, как правило, служат окончанием ряда мебели и открывать дверцу удобней с другой стороны. Но бывают проекты, в которых целесообразней реализовать и противоположное решение.

На фото приведены основные виды мебельных петель стандартного типа, без доводчиков, обеспечивающих плавное закрывание. Петли с доводчиками классифицируются аналогично – в зависимости от типа фасада и угла установки относительно корпуса. Отличаются внешне от стандартных только формой плеча, вовнутрь которого встроен специальный амортизирующий движение механизм. Также доводчик может быть не встроенным, а накладным – как, к примеру, предлагает такой производитель, как Blum. Но основная масса предложений на рынке все-таки не предполагает возможности усовершенствования. Поэтому если вы настроены устанавливать фасады с плавным закрыванием, без раздражающего стука, приобретайте фурнитуру с доводчиками сразу. Правда, и стоит она несколько дороже. Перед покупкой рекомендую ознакомиться с обзором по мебельным петлям с доводчиками.

Отдельная группа мебельных петель — для стеклянных фасадов, со сверлением и без сверления стекла. Обзор по петлям для стекла здесь.

Типы и виды «гранат»

Конструктивно ШРУС может отличаться. Все зависит от завода производителя и типа. В настоящее время существует четыре основных разновидности «гранат».

  1. Кулачковый
  2. Трипоидный
  3. Шариковый
  4. Карданный спаренный

Кулачковый состоит из двух круглых элементов, один из которых входит в другой. Подобная конструкция позволяет применять максимальные нагрузки на ось. Как правило, транспортные средства, оборудованные кулачковым шарниром, двигаются только на средних скоростных режимах.

Устройство кулачкового ШРУСа

Трипоидный состоит из трех подшипников. Большинство автомобилей оборудуют именно этой системой. Она более универсальная и довольно жесткая, способная осуществлять работу на высоких скоростях и служит достаточно долго.

Работа трипоидного ШРУСа

Шариковый работает по принципу трипоидной системы, только вместо роликов, вращающий момент передают небольшие металлические шарики, заключенные в оболочку и двигающиеся по заданным каналам.

Работа шарикового ШРУСа

Карданный состоит из обычных карданных соединений, которые передают крутящий момент колесам автомобиля. Устанавливается на большие грузовые автомобили.

Работа карданного шарнира

Мифы об установке мебельных петель с доводчиком

Довольно часто на просторах интернета можно найти «лайфхаки», которые позволяют сэкономить деньги или время во время монтажа петель. Однако такие рекомендации не всегда оправданы, и в некоторых случаях, могут быть даже вредны.

Не каждый «лайфхак» окажется полезным

Миф первый

Доводчики подходят не для всех дверей на кухне, а лишь для наиболее часто используемых. Это довольно сомнительная рекомендация. Дело в том, что к хорошему всегда быстро привыкаешь. Если уже выработалась привычка к определенному типу открывания дверей, которые к тому же плавно и бесшумно закрываются, то и все остальные фасады в доме будут закрываться с некоторой «отмашкой». В такие моменты будет возникать раздражение.. Поэтому не стоит себя ограничивать, устанавливайте такую фурнитуру на любую, желаемую мебель, ведь их стоимость не такая уж и высокая.

Устанавливать фурнитуру в виде самозакрывающихся петель можно практически на всю мебель

Миф второй

Для экономии денег лучше комбинировать на дверях различного вида фурнитуру, осуществляя монтаж одной из петель, оснащенной доводчиком, а второй без него. Это ошибочная рекомендация. Устанавливаемая на двери фурнитура должна принадлежать к одной категории, и желательно, быть произведена одним и тем же производителем. Дело в том, что механизм действия и жесткость петель с доводчиком и обычных разная. Если изначально после монтажа не возникнут проблемы с настройкой навесов, то через несколько дней эксплуатации они обязательно появятся, например деформация, перекос дверей.

Экономия на такой фурнитуре как петли, может негативно отразиться на надежности всей конструкции

Единственный оправданный вариант экономии – установить обычные петли на фасад, открывающийся вверх, имеющий фиксирующий механизм. Дело в том, что такой механизм не позволит доводчикам нормально функционировать, поэтому обычные петли в таком случае более уместны.

Уход за шарнирами

Шарниры, как и любой другой подвижный металлический элемент, используемый в условиях улицы, следует смазывать в период оттепели и сильных морозов. Прежде чем купить крепеж, убедитесь в том, что он имеет отверстия для смазки. Такое изделие прослужит дольше, чем аналогичное, но без специальных пазов.

Основной износ петель возникает из-за неравномерности, оказываемой на них нагрузки. В том случае, если крепежные изделия подобраны и приварены правильно, наличие регулярной смазки, конечно же, продлит срок их жизни. Однако при чрезмерной нагрузке и неверно подобранных шарнирах, даже регулярная смазка петель не сможет продлить сроки их работы

Особое внимание следует обратить на истирание крепежей и возникновение на их поверхности коррозии. При возникновении первых признаков таких неисправностей, нужно начать ремонт

Систематические проверки состояния петель позволят в дальнейшем избежать повторения этих неприятностей.

Пошаговый ремонт шарниров:

  1. Створку с ржавыми петлями нужно снять с петель. Все места с признаками коррозии следует очистить от ржавчины, следов грязи и старой смазки. Для этого удобно использовать «шкурку» с мелкой фракцией.
  2. Ось поворота необходимо натереть шлифовальной пастой. Излишки ее легко удаляются растворителем.
  3. Выполняется прочистка отверстий петель.
  4. В последнюю очередь все элементы смазываются такими составами, как тавот или солидол.

Ремонт петель необходимо проводить в теплое время года, иначе они могут промерзнуть.

Снятие & установка

  • Съемник шаровых опор.
  • Домкрат.
  • Подставка под машину.
  • Набор ключей.
  • Пассатижи.
  • Монтировка.

Съемник шаровых, как правило, не универсален. Если вы не нашли, подходящий съемник его можно с успехом заменить молотком. Только нужно знать куда бить. Не нужно выбивать палец из посадочного места. Удар должен быть перпендикулярен пальцу, а бить нужно по проушине (так как палец конусный небольшое давление посадочного выдавит его из проушины). Молоток ― универсальный съемник. Он не должен быть ни слишком тяжелым ни слишком легким 600 грамм будет в самый раз.

Снятие: Ослабить крепление колеса. Поднимите машину на домкрате. Снимите колесо. Поверните руль так чтобы было удобно работать. Если гайка пальца шплинтуется снимите шплинт пассатижами. Отверните гайку. Возьмите съемник, выдавите им палец. Отвернете крепление корпуса шаровой. Монтировкой отожмете нижний рычаг и снимите шаровую. Снятие и ремонт наконечников рулевых тяг и шаровых опор ничем не отличается нужно только взять другой съемник. Методы же восстановления идентичны.

Установка: Прикрепить корпус шарнира к нижнему рычагу, затянуть крепеж, монтировкой отжать нижний рычаг, вставить палец в посадочное место. Накрутить гайку на палец, затянуть ее. Если палец будет проворачиваться потянуть рычаг монтировкой вверх (палец с посадочным конусные поэтому при вдавливании пальца он перестает проворачиваться в посадочном). Не забудьте зашплинтовать гайку. Съемник для установки не нужен. Следующая замена опор не заставит вас возиться со шплинтами если вы поменяете гайки на самоконтрящиеся.

Полезные советы

  • Не беритесь за восстановление шарнира, если палец вынимается из него без разборки, такому узлу не поможет ремонт, а только замена. Отверстие под палец в корпусе должно быть меньше диаметра шара чтобы. В случае износа вкладыша, палец не мог вылететь из корпуса, став причиной аварии.
  • Восстанавливая шарнир своими руками, разбирайте его полностью и шлифуйте шар пальца, каким бы способом вы ни собирались реставрировать узел. Тогда плоду вашей работы не так скоро понадобится замена. Даже собираясь, использовать для восстановления экструдер не поленитесь разобрать шарнир чтобы посмотреть не нужна ли замена пальцу. Если не нужна, тогда только отшлифуете его шар.

Карданный шарнир для стедикама своими руками

О выборе шарнира для стедикама, об изготовлении карданного шарнира из резьбовых барашков и о юстировке вилки карданного шарнира.

Винтовые съемники.

Усилие в таких видах съемников создается за счет ввинчивания болта в их корпус: корпус инструмента надевается на проушину шаровой опоры, болт упирается в палец и при закручивании выпрессовывает тот из его посадочного места.

Данные виды съемников достаточно компактны, поэтому считаются универсальными, то есть подходящими к любому авто, хотя наиболее популярны такие механизмы среди обладателей ВАЗов.

Рассмотрим, как сделать съемник шаровых опор своими руками на примерах винтовых вариантов.

Вариант №1 – винтовой разжимной.

  1. Возьмите 7-сантиметровый 4-х или 6-гранный прут с гранями под ключ на 17 либо 19.
  2. С помощью сверлильного танка сделайте внутри его корпуса отверстие и нарежьте резьбу под болт М8.
  3. Вкрутите данный болт в подготовленное для него отверстие. Съемник готов.

Как он работает, объясним на примере выпрессовки верхней шаровой опоры «семерки».

  1. Выкручиваем стопорную гайку. Выкручиваем, но не снимаем.
  2. Между пальцами опор устанавливаем сделанный съемник, болт в нем закручен до упора и упирается шляпкой в палец, который нужно выпрессовать.
  3. Берем 2 ключа: одним удерживаем корпус съемника, вторым раскручиваем его болт. Раскручиваем до тех пор, пока палец опоры не выпрессуется с гнезда.

При необходимости демонтажа нижней шаровой, все действия проделываются аналогичным образом, только с перевернутым съемником.

Вариант №2 – винтовой Г-образный.

  1. Возьмите 15-17-сантиметровый круглый металлический прут с диаметром 10 или более мм. С помощью тисков и молотка согните его буквой «Г» (длина короткого плеча должна ровняться 5 см).
  2. На длинном плече заготовки нарежьте резьбу и подберите к ней гайку.
  3. Возьмите металлическую пластину толщиной в полсантиметра и прорежьте в ней отверстие под палец опоры по технологии съемника-клина (она будет приведена ниже).
  4. На утолщенной части клина, напротив прореза, сделайте отверстие под Г-образную заготовку и вденьте в нее длинную часть прута, только после этого накрутите на «усовершенствованный» прут гайку. Сильно не закручивайте – клиновидная пластина должна иметь хороший ход.

  1. Вставьте пластину в щель между проушиной и опорой. Короткое плечо Г-образного элемента при этом должно упираться в палец.
  2. Начните закручивать гайку и делайте это до тех пор, пока палец не будет выдавлен.

Вариант №3 – винтовой съемник шаровых опор, изготовленный из уголка.

  1. Возьмите 7-8-сантиметровый металлический уголок, толщиной в полсантиметра, можно чуть меньше.
  2. С одной из сторон сделайте распил, этим распилом инструмент будет крепиться к проушине.
  3. Из пластин металла, равных по толщине металлу уголка, вырежьте 2 одинаковых треугольника и приварите их по бокам уголка.
  4. Возьмите гайку на 17, подберите к ней длинный болт, приварите к этой гайке с двух сторон проставки, они в будущем помогут расположить болт съемника на одной оси с пальцем опоры.

Далее всю эту конструкцию приварите к уголку перпендикулярно прорезу так, чтобы отверстие гайки находило прямо напротив пропила.

  1. Вкрутите болт в зафиксированную гайку и осуществите отжим пальца по технологии, описанной выше (в других видах винтовых съемников).

Как видите, для создания съемника шаровых опор можно использовать практически все подручные материалы, главное, понять принцип работы, в помощь вам чертеж:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector