Переделка газовой плиты под баллонный газ: как переставить форсунки для работы на сжиженном топливе
Содержание:
За что отвечает жиклер
Начать следует с ответа на вопрос о том, для чего нужны жиклеры в карбюраторных двигателях.
Здесь речь идёт про компонент карбюраторной системы со специальным калибровочным отверстием. Это позволяет дозировать подачу топлива или воздуха. Потому, в зависимости от назначения, жиклеры можно разделить на топливные и воздушные.
При увеличении сечения на основном жиклере, коим выступает топливный элемент, смесь становится богаче. Если же увеличить сечение на вспомогательном (воздушном) компоненте, это сделать смесь обеднённой.
Всё это позволяет сказать о том, что рассматриваемые детали влияют на расход топлива двигателем автомобиля.
Конструкция импульсной горелки
Она имеет более высокий КПД, по сравнению с естественными, более эффективна и сложна по конструкции. Топливная горелка состоит в основном из семи элементов:
- Топливный насос, он подаёт в котёл топливо из бака (жидкое топливо) и оснащён регулятором давления, который возвращает излишек топлива, необходимый для сгорания.
- Вентилятор, он обеспечивает процесс горения воздухом, необходимым для сжигания топлива.
- Соленоидный клапан — это клапан, который работает автоматически. Он используется для подачи струи топлива в достаточном количестве для сжигания.
- Сопла — это центральная часть горелки. Сопло позволяет очень тонко распылять топливо, чтобы способствовать его тщательному перемешиванию с воздухом, образуя топливовоздушную смесь для сжигания.
- Топливный нагреватель, он позволяет сделать жидкое топливо, содержащееся в резервуаре, менее вязким, чтобы способствовать сгоранию. Эта начальная вязкость связана с температурой хранения в баке, а также с конкретными характеристиками топлива.
- Электроды, они позволяют разжигать газовоздушную смесь для создания нужного пламени.
- Головка сгорания, которая состоит из двух элементов. Кончик, который направляет пламя, и отражатель, удерживаемый пламя в печке.
Режим работы горелки можно разделить последовательно на этапы:
- Предварительное зажигание. Включение вентилятора, который позволяет двигателю работать.
- Розжиг. Открытие электромагнитного клапана, который направляет топливо в сопло.
- Воспламенение. Создаётся искра, чтобы поддерживать стабильный факел горения.
- Режим работы. Выключение запальник после стабилизации пламени.
- Остановка. Закрытие электромагнитного клапана, выключение горелки и после 15 — 20 минут вентиляции топки с целью освобождения топочного пространства от взрывоопасных смесей, выключение вентилятора.
Замена жиклеров
Обсудим, как самостоятельно поменять форсунки на газовой плите. Конструкции плит различны, рассмотрим наиболее типичные из них. В новых моделях доступ к форсункам облегчен (нужно лишь снять конфорку).
В остальных случаях необходимо провести ряд операций:
- Снять с плиты решетку и демонтировать конфорки.
- Снять (приподнять) верхнюю панель, открутив скрепляющие винты. На некоторых плитах вместо винтов используются специальные защелки.
- Выкрутить винты, фиксирующие горелку на плите.
- Освободить подающую газ трубку. Для этого нужно снять фиксатор в виде изогнутой пластинки. Он обычно находится со стороны крана. Отвести трубку в сторону.
- Открепить второй конец трубки, сняв пластину-фиксатор с помощью отвертки или пассатижей.
- Аккуратно вывинтить старое сопло. Смазать резьбу смазкой из графита. Заменив старый уплотнитель, установить новый жиклер.
Сборка производится в обратном порядке.
Как заменить жиклеры в духовке
Алгоритм замены жиклеров в этой части плиты:
- Открыть технический ящик и распахнуть его до крайнего положения дверки духового шкафа.
- Форсунка обычно располагается за левой стенкой духового шкафа в корпусе, в который вставляется изогнутая горелка в виде дуги. Вытащите пол через специальную прорезь – он должен беспрепятственно выходить наружу. Отложите его.
- Выверните винты, удерживающие горелку, и вытащите ее из плиты. Слева будет заметно отверстие, сквозь которое газ поступает в горелку. Там и находится форсунка.
- Жиклер мог прикипеть к горелке – не пытайтесь сорвать его. Если повредите резьбу, то менять придется не только жиклер, но и корпус горелки.
- Выкрутите винты, которыми крепится левая боковая стенка плиты, отложите ее в сторону. На конце трубопровода будет гайка. Открутив ее, вы снимете корпус.
- Сняв корпус, можете приступить к замене жиклера. Может понадобиться специальная жидкость, если он прикипел.
Сборка осуществляется в обратной последовательности.
Заменив жиклеры, подсоедините плиту к центральному газопроводу или баллону при помощи гибкой подводки. В первом случае конец шланга подключается к газовой трубе посредством штуцера. На резьбу по часовой стрелке наматывают подмотку, в гайку шланга помещают кольцо-уплотнитель.
Соединения плотно затягиваются газовым ключом (усовершенствованная версия разводного). Второй конец подсоединяется к резьбе выхода бытовой техники при помощи различных уплотнителей.
Замена жиклеров для баллонного газа
Когда нужно перевести плиту на газ из баллона, обязательна установка новых жиклеров, специально на это рассчитанных. Требование продиктовано различием давления газа из магистрали и баллона, что напрямую влияет на размер пламени и образование копоти. Иными словами, использовать баллон на плите с жиклерами под газопровод крайне опасно.
Как отмечалось выше, жиклеры уже по умолчанию поставляются с большинством современных плит. Если в комплекте их нет, придется докупать. Цены довольно демократичные.
Популярные неисправности форсунок
Обычно жиклеры служат долгое время. Их замена требуется при переходе на иной тип газаили в случае заводского брака. Чаще возникает необходимость очистки их от копоти и засорения.
С засорением форсунок связаны следующие проявления:
- плита коптит, вместо ровного голубого пламени над рассекателем появляются красно-жёлтые языки;
- одна из конфорок не зажигается;
- конфорка плохо горит, иногда гаснет;
- при отпускании кнопки (ручки), которой включается устройство поджига, пламя духовки гаснет, либо вовсе не зажигается – такое случается, когда из-за недостаточной подачи газа вырабатываемого тепла не хватает для подогрева термодатчика, и подача топлива перекрывается системой контроля газа автоматически.
Замена отдельной форсунки требуется в случае, если на конфорке происходит настолько интенсивное горение газа, что языки пламени отрываются от рассекателя. Такое бывает в случае заводского брака. Если наблюдается аналогичная картина на всех конфорках, стоит проверить редуктор.
Инструментов для работ, связанных с форсунками, понадобится немного: набор рожковых и накидных ключей, крестовая отвёртка, тонкая игла (лучше укрепить на торец карандаша), проволочка или леска. Для очистки также пригодится мыльный раствор или иное жидкое средство, которым моют посуду. Абразивы использовать нельзя!
Чаще всего нужны ключи:
- для старых жиклеров — 8 мм (для сжиженного газа — 7 мм);
- для гаек конфорок — 14 мм;
- для наконечника трубопровода духового шкафа — 17 мм.
Однако, поскольку конструкции плит различны, понадобиться могут и другие ключи. Поэтому рациональнее запастись их полным набором.
Подключение и настройка
После установки форсунок для сжиженного газа, которые отличаются от таковых для природного, можно приступать к подключению самого баллона.
Устанавливать баллон можно и в помещении с плитой, но рекомендуется выносить его в тенистое место на улице, в приспособленный для этих целей металлический ящик. При этом расстояние от окна должно быть не менее 0.5 метра. После готовки всегда лучше перекрывать кран.
Подключение к баллону
Подключение к баллонному газу сходно для всей подобной техники, например, плиты Гефест. На баллон накручивается редуктор. Обязательно устанавливается прокладка. На входной патрубок плиты навинчивается штуцер. Он может идти в комплекте агрегата. Здесь тоже нужна прокладка. Теперь к выходу редуктора подсоединяется газовый шланг и соединяется со штуцером на плите. Шланг закрепляется хомутами. Если шланг вводится с улицы через отверстие в стене, обязательно нужно в отверстие поместить кусок металлической трубы, чтобы избежать перетирания шланга.
К шлангу предъявляются такие требования:
- должен быть не длиннее полутора метров;
- желательно аккуратно закрепить его, чтобы максимально обеспечить его неподвижность;
- он не должен заламываться и перегибаться;
- это должен быть специальный шланг, предназначенный для такого газа;
- не использовать больше положенного срока эксплуатации;
- обязательно проверять через время на наличие повреждений.
После соединения необходимо проверить все элементы на наличие протечек. Для этого открывается подача газа, и мыльной пеной обмазываются все стыки. Наличие протечки устраняется затягиванием гаек, жгутов, заменой прокладок. После замены баллона такую проверку тоже нужно выполнять.
Подведём итоги
Чтобы перейти на использование баллонного газа, понадобится заменить жиклёры для газовых плит во всех конфорках и в духовом шкафу. Это может также потребоваться, если в работе конфорок наблюдаются какие-то неполадки
Перед заменой обязательно нужно обращать внимание на диаметры жиклёров для газовых плит, а также их шаг резьбы. Все они маркируются, поэтому, зная характеристики, указанные в техпаспорте вашей кухонной помощницы, легко выполнить необходимую замену
В более современных плитах выкручивание форсунок не вызывает затруднений. В старых моделях, возможно, лучше обратиться в сервисный центр, так как некоторые конструкции довольно сложны для самостоятельного ремонта.
Замена форсунок
Качественно и профессионально поменять жиклеры сможет специалист из газовой службы. Он обладает необходимыми знаниями и квалификацией, чтобы правильно отрегулировать подачу газа при переводе на другое топливо. Особенно учитывая, что для пользования баллонным газом необходимо дополнительно подключать редуктор. Но если опираться на данные, которые содержит таблица соответствия, то с такой работой уверенно справится и домашний мастер.
Ниже в таблице можно найти необходимый диаметр газового жиклера в зависимости от используемого топлива.
В конфорках
Для тех, кто решился поменять жиклеры своими руками, ниже приведен алгоритм действий, которого необходимо придерживаться:
- чтобы получить доступ к горелке, нужно снять верхнюю крышку газовой плиты, которая закреплена винтами;
- затем с траверса с горелками следует достать наконечники с форсунками, для чего сначала нужно найти фиксатор (внешне напоминающий прищепку), без усилий сжать его концы и аккуратно извлечь;
- далее следует наконечник освободить из гнезда и снять с трубки газопровода;
- в наконечнике останется уплотнительное кольцо, которое нужно оттуда извлечь и одеть обратно на трубку;
- следующим этапом необходимо аккуратно открутить жиклеры посредством торцевого ключа против часовой стрелки (если сопло прикипело и не поддается, то рекомендуется воспользоваться тисками);
- и в завершении — в каждый наконечник нужно вкрутить новые форсунки, а затем выполнить обратный монтаж.
Совет! Чтобы не перепутать старые жиклеры с новыми, следует проверить их по нанесенным маркировкам. Там указаны размеры сопел.
Из-за низкого давления в сети уплотнять резьбовое соединение не требуется. Как и смазывать уплотнительное кольцо. От того, как аккуратно и правильно будет проведена обратная сборка конструкции, зависит, насколько ровно будет гореть конфорка.
Важно! Необходимо помнить, что газовое топливо является источником повышенной опасности
Поэтому нужно обязательно соблюдать все правила и меры предосторожности при работе с газовым оборудованием
В современных газовых плитах процесс переделки под другое топливо еще проще. Чтобы добраться до горелок, достаточно снять только решетки с конфорками. После этого можно легко достать наконечники и заменить жиклеры новыми.
В духовом шкафу
Чтобы поменять жиклеры в газовой духовке, нужно выполнить следующие действия:
- до конца открыть дверцу духовки и нижний отсек печки;
- потянуть на себя и вытащить пол духового отсека;
- отвинтить крепления газовой горелки и убрать ее в сторону;
слева в специальном корпусе спрятана форсунка (если плита эксплуатировалась не долго, то жиклер легко выкрутится уже из этого положения, а если сопло успело прикипеть, то нужно продолжить разборку, чтобы не сорвать резьбу);
убрать левую боковую стенку, открутив три винта крепления;
с помощью ключа на 17 открутить гайку и отвести трубопровод в сторону;
выкрутить два последних винта, которые крепят корпус сопла к стенке;
- обработать прикипевшую резьбу керосином или WD-40 и воспользоваться тисками для удобства при откручивании жиклера (если возникнет необходимость);
- установить новую форсунку.
Затем нужно аккуратно смонтировать духовой шкаф в обратной последовательности.
Назначение и конструкция жиклеров
Из трёх существующих в газовой плите систем, газовая система, состоящая из запорных кранов, трубопроводов, горелок и конфорок, является базовой. Подробно об устройстве плиты мы писали в этом материале.
Независимо от модели плиты состав её компонентов одинаков, и в комплексе они служат для транспортировки подаваемого на плиту газа, смешению его с воздухом (для насыщения кислородом), дозированной подачи к отверстиям рассекателя. На газовом пути за дозировку и напор газа отвечают запорный кран и сопло горелки, иначе называемое форсункой или жиклером.
Газ, подаваемый на конфорку газовой плиты (устройство, где происходит образование газовоздушной смеси), может быть разного типа – природным (метаном) или сжиженным (баллонным – пропаном).
Для эффективной, стабильной работы газовой плиты смешение газа и подача на рассекатель конфорки должны осуществляться равномерно, с определенный скоростью. Для этого в конструкции газовой горелки имеется важная деталь – жиклер.
Чтобы при работе конфорки не выделялись продукты горения, вредные для человека, не коптилась посуда, в горелки газовых плит устанавливают соответствующие типу газа форсунки. Слева – пламя при соответствии жиклёра типу используемого газа, слева – сопло не соответствует типу применяемого газа
Эти условия соотносятся с оптимальной мощностью газовой плиты, определяемой максимально полным сгоранием потребляемого газа, указываемой производителем среди технических характеристик оборудования.
Форсунки имеют болтообразную форму, снабжены наружной резьбой и головкой с шестигранным шлицем. Пропускное отверстие (сопло), расположенное в центре детали, имеет диаметр, рассчитанный соответственно типу газа, его давлению, а также способу подачи газо-воздушной смеси и мощности конфорки.
Для баллонного газа диаметр сопла (при одинаковой конструкции и мощности горелок) нужен немного меньше, для природного – чуть больше.
В зависимости от мощности горелок для газовой плиты применяются форсунки с разными диаметрами сопел. Максимальный диаметр у жиклеров духовки и большой конфорки
В большинстве моделей шестигранный шлиц разных жиклеров имеет один типовой размер, поэтому для откручивания заменяемой детали разных плит нужен ключ 7 мм.
Различными в жиклерах являются диаметры отверстий, шаг резьбы и длина детали (для природного горючего – длина короче, для сжиженного – длиннее). Размеры диаметра канала выбиваются на головке детали (в сотых долях мм, гораздо реже маркировка бывает в мм).
Таблица с рекомендуемыми средними диаметрами сопел, используемых в большинстве модификаций газовых плит для разных типов применяемого газа
Жиклеры относятся к сменным деталям. При продаже плит, на них, как правило, установлены форсунки, предназначенные для природного газа. В комплектующие многих современных моделей плит на газе входят и сопла, предназначенные для переключения их на баллонный газ. Если этого нет, то набор жиклеров можно приобрести отдельно там же, в специализированных магазинах, либо через интернет.
Форсунки изготавливают из латуни. Она является термически стойкой, долговечной и устойчивой к коррозии. Во время работы нагреваются незначительно. В плитах старого образца вертикальные форсунки изготавливались из латуни, а основание, в которое они ввинчивались, – из алюминиевого сплава. Поэтому при замене или очистке сопла необходимо быть осторожным, чтобы не повредить резьбу.
До 2009 года жиклеры для плит производились с шагом резьбы – 1 мм. В большинстве новых плит, выпускаемых с 2009 г., установлены форсунки с резьбой – 0,75 мм. Для определения размера достаточно приложить к резьбе линейку с отчетливо видимыми миллиметровыми делениями.
Приложив линейку к резьбе, смотрим, совпадает ли её шаг с миллиметровыми рисками линейки, или расстояние между витками меньше
При переводе плиты на газ из баллона заменяют не только форсунки. Заменяют и газовый редуктор.
Как почистить форсунки?
Рекомендуется периодически чистить или менять форсунки – это неотъемлемая часть обслуживающих манипуляций, которые нужно проводить не реже 1 раза в год. Задержка прочистки приводит к ухудшению горения пламени: появлению желтых оттенков, копчению, снижению теплового коэффициента и другим нежелательным последствиям. Для того чтобы прочистить форсунки, понадобится следующее:
- средства для чистки: уксус, сода или моющее;
- старая зубная щетка;
- тонкая игла.
Чистка производится следующим образом:
- область нахождения жиклера очищается от нагара, жира, налета и других посторонних субстанций;
- изымается форсунка – ее можно выкрутить при помощи накидной головки соответствующего диаметра, оснащенной удлинителем (жиклер может находиться глубине корпуса, что затрудняет его выкручивание при помощи обычного гаечного ключа);
- объект прочистки замачивается в растворе соды, уксуса или чистящего средства на некоторое время (зависит от степени загрязнения);
- производится чистка внешней поверхности при помощи зубной щетки с нанесением очистительного кухонного порошка;
- осуществляется прочистка внутреннего отверстия тонкой иглой; в некоторых случаях эффективна продувка компрессором или насосом (достаточно автомобильного).
После того как очистка будет завершена, жиклеру нужно хорошо просохнуть. По окончании высыхания в его отверстие должно просматриваться на просвет, а посторонний сор в нем отсутствовать. Обратная установка форсунки производится в последовательности, противоположной разбору. Если под жиклером была уплотнительная прокладка, нужно заменить ее новой.
Виды и характеристики
Жиклеры – это форсунки болтообразного вида. Они имеют шестигранный шлиц головки и наружную резьбу, изготавливаются преимущественно из бронзы. Они снабжены продольным отверстием. На торцевую часть наносится маркировка, обозначающая пропускную способность жиклера в кубических сантиметрах за 1 минуту.
На плите, которая работает от баллонного источника топлива, должны стоять форсунки с меньшим диаметром. Это объясняется тем, что давление в баллоне значительно выше того, что применяется в обычной газовой сети. Если диаметр отверстия жиклера будет превышать допустимую величину, через него будет проходить то количество газа, которое не сможет полностью выгорать. Данный фактор влечет за собой образование копоти на посуде и выброс вредных продуктов горения. Газовая горелка, подключенная к сетевому газоснабжению, оснащается жиклерами с меньшим отверстием. Более низкий коэффициент давления в сети обуславливает прохождение соответствующего количества топлива через такое отверстие.
Каждая газовая плита поставляется с дополнительным набором жиклеров. Если такой отсутствует, а необходимость в их замене неизбежна, не стоит прибегать к самостоятельному переделыванию форсунок путем рассверливания отверстия.
Данные комплектующие изготавливаются с применением высокоточных приборов. Точность диаметра отверстия определяется микронами, что сводит на нет эффективность самостоятельной модернизации жиклеров.
Для того чтобы заменить жиклеры, нужно приобрести соответствующий набор таковых. Чтобы узнать параметры форсунок, необходимых при применении того или иного способа подачи топлива и подходящих для конкретной модели газовой плиты, можно обратиться к технической документации, поставляемой вместе с оборудованием.
Соотношение диаметров отверстий жиклеров величине давления выглядит следующим образом:
- маленькая горелка – 0,75 мм / 20 Бар; 0,43 мм / 50 Бар; 0,70 мм / 20 Бар; 0,50 мм / 30 Бар;
- средняя горелка – 0,92 мм / 20 Бар; 0,55 мм / 50 Бар; 0,92 мм / 20 Бар; 0,65 мм / 30 Бар;
- большая горелка – 1,15 мм / 20 Бар; 0,60 мм / 50 Бар; 1,15 мм / 20 Бар; 0,75 мм / 30 Бар;
- духовочная горелка – 1,20 мм / 20 Бар; 0,65 мм / 50 Бар; 1,15 мм / 20 Бар; 0,75 мм / 30 Бар;
- грилевая горелка – 0,95 мм / 20 Бар; 0,60 мм / 50 Бар; 0,95 мм / 20 Бар; 0,65 мм / 30 Бар.
Важно! В некоторых случаях работа форсунок с перебоями может быть обусловлена засором, образовавшимся в выходном отверстии. В такой ситуации проблема решается не заменой, а прочисткой жиклеров